Расскажу, как должна формироваться оценка SEO эффективности поисковой оптимизации сайта в интернете.
Мы поговорим о задачах интернет-маркетинга и как нужно измерять их результат.
А также рассмотрим основные инструменты, которые нам в этом помогут.

Главная задача интернет-маркетинга
Основная задача, которая стоит перед всеми каналами интернет-маркетинга — это повышение продаж. Мы должны это помнить и отталкиваться от этой основной цели.

Позиции и объем трафика — все это является второстепенным.
Позиции при текущих алгоритмах могут очень часто меняться. Сегодня вы на первом месте. Завтра на сотом, а послезавтра обратно на первом.
Объем трафика как самоцель тоже не должна нас преследовать.
Визиты очень легко купить и накрутить. Существуют отдельные биржи. Оттуда сотня радостных студентов придет к вам на сайт и проведет там какое-то время. Дальше сделает вид, что отправили заявку. Но такие люди никогда не заплатят вам деньги и не станут клиентами.
Зачем нужно SEO
Для чего нам нужна SEO оптимизация? Вот те цели, которые мы ставим и те задачи, которые она частично решает:
- Брендинг
- Качество трафика
- Лиды
Развитие бренда

Хотя поисковая оптимизация не является брендовым инструментом, в тоже время она дает определенный уровень доверия.
Когда человек не сталкивался с определенным бизнесом в живую, забивая в поиске запрос, то что находится на первой позиции, у него ассоциируется как первый по жизни. Особенно это происходит если мы несколько раз встречаем один и тот же проект по разным ключевым запросам.
Второй элемент брендинга — это социальная сеть Google+. В чистом виде как социалка, она не особа прижилась. Если Вконтакте и в Фэйсбуке пользователи могут часами торчать, то в Гугл+ это в среднем, 15 минут в неделю.
Но в тоже время тут есть возможности, которые Google+ дает для поисковой оптимизации, выделения бренда и дополнительной презентации как человека, так и компании.
Качество трафика
Трафик в SEO и других каналах является одним из основных критериев. Его действительно, очень много. Около 4 млрд. запросов ежедневно отправляется в поисковой системе Гугла.
Искать могут что угодно. Большинство этого трафика является целевым и как результат, он может быть конверсионным. Поэтому уделяйте внимание целевым визитам. Именно они дают результат.
Лид
Если посмотреть на лид, то это будет потенциально теплый клиент. Мы не получили продажи. Но при этом получили заявку, которая может превратиться в продажу. Это может быть звонок на сайт или товар, положенный в корзину. Может быть обращение в онлайн чат, письмо на почту и так далее.
Так и возникают лиды.
Возможно, что уступают только прайс агрегаторам. Там пользователь давит конкретно на цену. Тот, кто выигрывает по цене, тот с большей вероятностью и покупает.
Оценка SEO с помощью веб-аналитики
Сейчас поговорим об инструментах, с помощью которых формируется оценка SEO. Это такие системы веб-аналитики, как Google Analytics и Яндекс Метрика.

В чистом виде они работают, как обычные счетчики. Но при дополнительной настройке, они превращаются в калькуляторы эффективности интернет-маркетинга. Это касается не только поисковой оптимизации, но и контекстной рекламы, прайс агрегаторов, социальных сетей, e-mail рассылки и так далее.
Некоторые вещи, которые есть в метрике, гугл аналитикс не предоставляет. И с другой стороны — в аналитиксе есть моменты, которых нет в метрике.
Пометка тегами
Первая настройка, о которой я хочу поговорить, это пометка тегами (метками). Системы веб-аналитики дают нам информацию не в полном объеме. Иногда даже обманывают нас.

В чем заключается противоречие?
По умолчанию, человек, который пришел на сайт, относится к наиболее вероятному источнику. Если он приходит с органического поиска Google, то он отображается как гугл органик.
Человек, который приходит с обычного поиска Yandex, отображается как Яндекс органик. Но если он пришел с контекстной рекламы Директа, то мы также получаем источник яндекс органик.
Чем все это чревато?
А чревато тем, что работа seo специалиста и мастера по контекстной рекламе объединится в одну строку. У нас разные затраты на SEO и контекст. Но при этом все идет единой строкой. Мы получаем нечеткое понимание, какой источник принес нам продажи, а какой нет.
Что необходимо для этого сделать?
Нужно познакомится с таким инструментом, как пометка тегами (метками). Вбиваем в Google запрос «url builder». Это компоновщик урлов. С его помощью можно каждую ссылку пометить дополнительными параметрами.
Они расскажут Google Analytics и Яндекс Метрике какой конкретный источник, канал и ключевое слово привело к нам человека.
Для того, чтобы получить эту информацию в чистом виде, нам достаточно связать свои аккаунты Google Adwords и Google Analytics. Но мы должны быть администратором в обоих этих сервисах.
В Гугл Эдвордс кликаем по значку настройки и выбираем опцию «Связанные аккаунты».

Дальше в блоке Google Analytics кликаем на ссылку «Подробности». Там появится список сайтов в аналитике и для каждого можно «Установить связь».

Обратите внимание, что вам вверху сразу предложат включить автоматическое добавление тегов. Вам нужно просто согласиться и включить эту функцию.

Дальнейшая логика, похожа будет на пометку тегами. В конце каждого адреса страницы добавятся специальные параметры отслеживания.

В случае с ручной пометкой через url builder — это будут utm параметры. А в случае автоматической пометки через Adwords, у нас добавляются параметры gclid.
Логика и там и там одинаковая. К каждому адресу страницы добавляется специальный хвост. Это такой параметр, который несет необходимую информацию.
Если мы этого не сделали, то работа поисковой оптимизации и контекстной рекламы сливаются воедино. Мы не сможем определить, что хорошо, а что плохо. Кто хорошо справился — seo специалист, или специалист по контекстной рекламе.
Для того чтобы все было правильно и понятно, в Google Analytics и Яндекс Метрике вы должны:
- Связать аккаунты Google Analytics и Google Adwords
- Все свои рекламные активности также помечать посредством url builder
Цели и события
Следующая опция, на которой стоит акцентироваться, это настройка целей и событий в Google Analytics и Яндекс Метрике. Без настройки целей мы не сможем четко понять, откуда пришил пользователи, которые совершили полезные действия.
Я говорю о макроконверсиях. Это когда человек максимально близок к заказу, звонку, заявку через корзину или заказ через сайт. Также имею ввиду и микроконверсии. Это когда человек указал то, что ему интересно. Например, переход на страницу контактов, гарантии, загрузка определенных файлов и так далее.
Настройка целей выполняется в Google Analytics во вкладке Администратор.

Типы целей бывают:
- Посещение определенной страницы
- Длительность посещения
- Определенное отношение страниц к посещению
- Событие
Посещение целевой страницы
Наиболее популярным и легче всего настраиваемым является Переход по url. Мы фиксируем, отслеживаем определенное посещение конкретной страницы. Например, посещение страницы контактов.
Мы хотим знать, с каких источников (например, по ключам или поисковикам) приходили те люди, которые посетили страницу «Контакты».
Мы заходим в Google Analytics, кликаем на «Цели». В первом шаге выбираем шаблон. Например, просмотреть подробную информацию.

Во втором шаге «Описание цели» выбираем Целевая страница.

В третьем шаге «Подробные сведения о цели» указываем короткий адрес (только то, что идет после основного домена) нужной страницы.

Нажимаем «Сохранить». Теперь в аналитике мы четко сможем отследить тех пользователей, которые заходили на страницу «Контакты».
Какие являются наиболее полезные цели такого типа?
Наиболее эффективно, это страница «Спасибо за …» Например, спасибо за заказ, за регистрацию, за подписку на рассылку и так далее.
Такие типы целей говорят нам, что человек совершил какое-то полезное действие. Например, зарегистрировался, подписался или оформил заказ.
События
Второй тип целей, который является для нас чуть ли не самым ключевым, это события. Для чего они нам нужны?
В том случае, если страница не перезагружается, мы используем тип целей «События». На втором шаге «Описание цели» выбираем пункт «Событие» и нажимаем «Продолжить».

Любые элементы, которые есть на сайте, мы можем отслеживать. Например, кнопки, ссылки загрузки, переходы по определенным элементам, нажатие на баннер, взаимодействие с видео или аудио проигрывателем и так далее.
Нужно в тот элемент, который мы запускаем, добавить свой код для отслеживания события. После нужно перенести в Google Analytics те параметры, которые были зашиты в этом коде.
Например, для запуска кнопки плей при просмотре видео, нужно вставить в код свой параметр (например, play_video). Потом его же вставить в гугл аналитикс для отслеживания события.

Теперь мы сможем видеть, как пользователи выполняют те действия, которые мы считаем событиями. Вот эти два типа являются ключевыми для коммерческих ресурсов. Первый тип, это переход по url. Второй тип, это события.
Соотношение страниц к посещению
Есть еще два типа целей, которые будут интересны для блогов, медиа ресурсов, контентных площадок или форумов. Они указывают на интерактивность пользователя.
Как я говорил ранее, ни в коем случае нельзя останавливаться на трафике, как самоцели. Простой переход пользователя на сайт не является тем достижением, ради которого нужно работать.
Основной целью является качественный посетитель, который снова к нам вернется. И тут нам помогают следующие критерии:
- Сколько страниц просматривает пользователь
- Сколько времени он проводит на сайте
Соответственно, мы можем настраивать первый тип целей для контентных ресурсов. Например, новостник в среднем просматривают 4 страницы.

Вспомним наших пользователей, которые в среднем заходили на сайт и выбирали по заголовкам 3 — 4 интересные новости.

Мы настраиваем цель на тех, кто просмотрел 4 и больше страниц. Тем самым мы сможем отфильтровать ту аудиторию, которая является наиболее читающей.
Длительность посещения
Второй тип целей — это длительность посещения. В среднем, новостные порталы пользователи смотрят 5 минут. Настроили на больше 5 минут и видим, откуда приходит наиболее читающая аудитория.

Как система веб-аналитики считает время?
У нас есть пользователь, который просмотрел 3 страницы. Время, проведенное на последней странице, не засчитается. Предположим, на первой странице он пробыл 2 минуты, на второй — 3 минуты, на последней — 10 минут. В итоге время будет засчитано на 5 минут.
А в веб-аналитике не засчитывают время без перехода на следующую страницу. Это значит, что если пользователь просмотрел только одну страницу, система покажет по нему 0 часов 0 минут 0 секунд. Этот фактор необходимо учитывать и погрешность будет довольно значительная.
Но в тоже время для контентных ресурсов (новостные порталы и так далее) эти два типа целей вполне приемлемы для того чтобы оценивать качество аудитории, которую мы привлекаем.
На этом все!
Теперь вы знаете, как определяется оценка SEO. Слишком сильно не зацикливайтесь на позициях и количестве трафика. Больше уделяем внимание качеству трафика, брендингу и лидам. И конечно же, с помощью систем веб-аналитики оцениваем результаты поисковой оптимизации.
Добавить комментарий